К 125-летию кафедры общей и экспериментальной физики

2 сентября в Томск прибыл Николай Александрович Гезехус, назначенный ординарным профессором по кафедре физики с физической географией и метеорологией в только что открывшийся Императорский Томский Университет (ИТУ).

Н.А.Гезехус
А уже 6 сентября он был назначен ректором этого университета. Есть нечто символичное в том,  что первый за Уралом университет, открывшийся в составе только одного медицинского факультета,  возглавил физик. Мировая наука в конце XIX века стояла на пороге величайших открытий в физике, которые внесли коррективы во все  отрасли науки, в том числе и в медицину.. Ведь именно профессор физики ИТУ Капустин Федор Яковлевич, сменивший, уехавшего в Петербург в 1889 году Н.А. Гезехуса, мгновенно откликнулся на открытие Рентгена, заказал в Германии в 1896 году рентгеновскую трубку и получил первые рентгеновские снимки, положив тем самым начало рентгенографии в Сибири. Однако, до этого события прошло восемь лет  преодоления трудностей, связанных с постановкой физического образования. Трудности были, обусловлены удаленностью от научных центров, суровым климатом, как следствие, нехваткой специалистов. Кроме того, для постановки научных исследований и преподавания физики необходимы были большие финансовые затраты на приобретение оборудования. Тем не менее, преподавание физики на медицинском факультете ИТУ началось с конца сентября 1888 года. На заседании Совета ИТУ 30 сентября были заслушаны и утверждены программы преподавания физики. Коллектив, обеспечивающий преподавание был невелик; профессор Н. А. Гезехус, лаборант В. И. Зданович и механик  И.П.Белозеров

Физический кабинет
Николай Александрович много внимания уделял созданию физического кабинета и организации механических мастерских. Благодаря этому стало возможным демонстрировать многие физические явления на лекциях и выполнять практические (лабораторные) работы. В последующие 125 лет усилиями замечательных ученых, преподавателей, лаборантов, механиков физический кабинет стал одним из лучших в нашей стране Нельзя не упомянуть в связи с этим механиков – универсалов Г И .Рычкова, Л. И. Урванцева, коллектив физического кабинета под руководством В. А .Перкальского и многих других.

Ф.Я. Капустин
К сожалению, в 1889 году Гезехус покинул Томск. Физическую эстафету подхватил Федор Яковлевич Капустин, назначенный по величайшему повелению экстраординарным профессором по кафедре физики с 16 декабря 1889 года. Ф.Я. Капустин был родным племянником Д.И. Менделеева, он и рекомендовал Капустину занять кафедру в ИТУ. Только в 1909 году он вышел в отставку и покинул Томск. Ф.Я.Капустин  много внимания уделял совершенствованию физического образования. Совершенствовалось оборудование физического кабинета, ставились новые практические работы для студентов. Он даже собственноручно написал учебник по физике для медиков, выступал на совете университета с просьбой усилить математическую подготовку студентов, ибо слабое знание ими математики не позволяло читать физику на должном уровне. Ф..Я. Капустин проводил научные исследования по теме «Исследование различных физических явлений Сибири».   С этой целью он принимал участие в ряде научных экспедиции. В одной из таких экспедиций для наблюдения солнечного затмения он использовал присланный А.С.Поповым приемник (грозоотметчик). В историю эти наблюдения вошли как первые опыты по радиоастрономии. Он вел магнитные исследования, организовал работу сейсмической станции занимался устройством университетской электростанции. После отъезда Капустина кафедра два года оставалась вакантной. Лекции по физике читал профессор Технологического института Борис Петрович Вейнберг, сыгравший значительную роль в развитии физической науки. В 1911 году произошло два события. В Томск приехал Владимир Дмитриевич Кузнецов, приглашенный Б. П. Вейнбергом на должность лаборанта  Сибирских высших женских курсов (СВЖК), впоследствии ставший первым академиком в Сибири, создавший школу физики твердого тела, несколько лет он заведовал кафедрой физики. И в этом же году приехал выпускник Варшавского университета и доктор Эрлангенского университета Александр Петрович Поспелов, ставший первым деканом  физико-математического факультета. Физико-математический факультет был открыт по распоряжению Временного правительства с 1 июля 1917 года, после29 лет борьбы за его открытие. Теперь история КОЭФ связана с историей физико-математического, а, начиная с 1948 года, физического факультета Физико-математический факультет состоял из двух отделений: физико-математического и  естественно-научного. Набор – 200 человек. Состав студенчества был очень пестрым, люди разных возрастов, национальностей, политических убеждений. На новые факультеты распространялось действие устава российских университетов от 23.08.1884 г., т.е. утвержденного еще царским правительством. На основе этого устава составлялись учебные планы. Первая лекция по курсу физики была прочитана 10 октября 1917 г. профессором  Я.И. Михайленко.  

А.П. Поспелов
Факультет начал работу в тяжелое для страны время. Революция и гражданская война надолго отодвинули реализацию планов коллектива факультета. В 1918-1919 годах на физико-математическом факультете работал Николай Николаевич Семенов, в будущем академик, лауреат Нобелевской и Государственной премии, вице-президент АН СССР, основатель и директор Института химической физики АН СССР. Н.Н. Семенов организовал для студентов семинар (так тогда называли кружки) по электронике и теории электромагнитного поля. М.А.Большанина вспоминала, что Н.Н. Семенов был по-товарищески прост со студентами и его очень любили. Студентов поражала его эрудиция, научный энтузиазм и огромная работоспособность. Математику преподавал профессор Молин Ф.Э. Как вспоминает первая выпускница ФМФ Е.Н.Аравийская: « Он был крупный ученый, уже старый, но с молодой душой». Он организовал семинар, на котором изучались труды Бианки на немецком языке. Несмотря на языковые трудности, студенты каждую неделю делали доклады на этом семинаре.     Многие студенты с теплотой вспоминают профессора Н.Н.Горячева, блестящего педагога, математика, механика и астронома. Н.Н. Горячев читал лекции с большой экспрессией. Увлекшись, он мог на своем жилете мелом нарисовать земную орбиту, на лекциях использовал не только доску, но и стены. Читал образно, ярко, увлеченно. Ясно, что его лекции посещались охотно.

Особую роль в истории физико-математического факультета сыграл В.Д.Кузнецов, впоследствии академик, лауреат Государственной премии, Герой социалистического труда. В.Д. Кузнецов сыграл колоссальнейшую роль в развитии физико-математического образования и физической науки не только в Томске, но и во всей Сибири. Это был человек кипучей энергии и страстной любви к своему делу. В 20-х годах этот молодой человек был одним из наиболее плодотворно работающих физиков Томска. Своим примером, своей увлеченностью наукой он заражал всех сотрудников кафедры и студентов физмата. Под его руководством свой путь в науке начали в 1918-1919 годах, еще будучи студентами, М.А.Большанина, В.М.Кудрявцева, впоследствии ставшие профессорами Университета. Хотелось бы упомянуть еще об одном человеке, тогда ассистенте, а потом авторе многих научных работ в области ядерной физики и оптики. Это Мария Афанасьевна Левицкая. Студентов поражало ее горение и энтузиазм. Жила она в физическом кабинете (квартиры у нее не было) и целый день, с утра до вечера, она работала со студентами над постановкой новых лабораторных работ.

В.Д. Кузнецов

Успешной методической работе кафедр общей и экспериментальной физики в течение многих лет ее существования способствовали методические конференции, городские и кафедральные методические семинары, взаимные посещения  лекций и занятий преподавателей

Несмотря на постоянную реорганизацию, отсутствие необходимого оборудования, отдаленность от научных центров, научная работа  университетских ученых не прекращалась. 1923 году при физическом кабинете начала работать радиолаборатория и коротковолновая радиостанция при активном участии А.Б.Сапожникова, впоследствии ставшего профессором. Но в 1922 году он не имел еще высшего образования, и только в 1929 году  получил диплом об окончании Университета.

В 1928 году был открыт Сибирский физико-технический институт – один из первых физико-технических институтов в стране.  С открытием СФТИ кафедра физики вместе с учебными лабораториями переместилась в здание института. Возникла первая интеграция науки, образования и производства. Владимир Дмитриевич писал: «Создание СФТИ имело цель организовать научный центр для развития физики, для научно-технической помощи развивающейся промышленности Сибири, для подготовки высококвалифицированных кадров и для популяризации физических знаний». Преподаватели и студенты работали в научных лабораториях, которые находились рядом с лекционными аудиториями и учебными лабораториями. Непосредственный контакт кафедр факультета и СФТИ дал возможность расширить научную деятельность путем еще более активного привлечения студентов. Студенты участвовали в работе научных семинаров, на которые собирались физики всего города, и поэтому всегда были в гуще событий в области физики. В свою очередь, сотрудники СФТИ принимали активное участие в подготовке и чтении новых курсов. В 1930 г. Главпрофобр разработал новые планы для физико-математических факультетов, которые носили ярко выраженный прикладной характер. Перечень специальностей по физико-математическому отделению включал, например, такие дисциплины: прикладная математика, исследование материалов, рентгенология, радиотехника, высшая геодезия, географические методы разведки, метеорология. Окончившие физико-математический факультет, получали диплом инженера. Особенно рьяные «реформаторы» настаивали на превращении физико-математического факультета в технический вуз. Этого сделать не удалось. Но учебные планы почти ежегодно перерабатывались. Понятно, как велики были трудности в учебном процессе, так как часто приходилось работать по «переходным» планам. Остро ставились вопросы о формах и методах преподавания: лабораторно-групповом, активно-лабораторном, связи с производством. В 1931 году постановлением Совнаркома была четко определена задача университетов – готовить  «кадры для кадров», т.е. готовить ученых-исследователей и педагогов высшей и средней школы. Выполнению этой задачи была посвящена вся деятельность коллектива физико-математического факультета в период с 1931 по 1941год. Развитию различных научных направлений в стенах СФТИ очень поспособствовал приезд научных работников из университетов и институтов, имеющих в то время (да и сейчас) высокий рейтинг. Среди них  П.С.Тартаковский,  Д.Д.Иваненко,  Н.А. Прилежаева и др. Стало возможным обеспечивать и факультет, и институт своими кадрами высокой квалификации, прошедшими аспирантуру и защитившими диссертации: А.А.Соколов, А.А.Воробьев, Ф.И.Вергунас, М.С.Горохов и многие другие. Дальнейшее развитие физико-математического факультета было нарушено войной. На фронт из Университета ушли  около 1000 студентов и сотрудников,  162 из них отдали свои жизни за Родину. Главный корпус Университета был занят под оборонный завод, все оборудование было размещено в различных неприспособленных зданиях города, но, несмотря на очень тяжелые условия, занятия студентов не прекращались, ни на один день. После учебных занятий  студенты и научные работники работали на воскресниках, помогали строить корпуса для размещения эвакуированных в Томск заводов. Вместе с молодыми преподавателями копали траншеи под фундамент, на носилках носили грунт профессора: В.Д.Кузнецов, М.А.Большанина, Н.А.Прилежаева.

Фадин В.П.

                     В годы Великой Отечественной войны вся деятельность была направлена на помощь промышленности Сибири, работавшей на оборону. Во главе с В.Д.Кузнецовым работал комитет ученых помощи фронту. После окончания войны необходимость восстановления народного хозяйства потребовала большого количества новых специалистов. Это и привело к разделению в 1948 году физико-математического факультета на физический и механико-математический. В 1953 году из физического факультета выделился радиофизический факультет, а в 1962 году – физико-технический. Перед физическим факультетом по-прежнему стояла задача подготовки высококвалифицированных специалистов. Изменились учебные планы, менялась структура факультета. Возникающие трудности удавалось преодолеть благодаря традициям учебно-методической и научной работы кафедр. Особую роль в этом сыграла Мария Апександровна Большанина первая выпускница физико-математического факультета. Преподавательскую деятельность она начала еще будучи студенткой на рабфаке. В течении многих лет она читала курс общей физики, доведя его до совершенства .Начиная с 1935 года и по 1969 год  Мария Александровна Большанина заведовала, в разное время, кафедрами общей и экспериментальной физики. Несмотря на большую научную работу, которую она вела под руководством и в содружестве с В.Д.Кузнецовым, она много времени и сил отдавала постановке учебного процесса, написанию методических пособий и воспитанию преподавателей. Она посещала, с последующим обсуждением,  лекции и практические занятия всех преподавателей, особенно молодых. Это была потрясающая школа. Все преподаватели обязаны были вести научную работу, привлекая к этой работе студентов. После М. А. Большаниной эстафету принял. Вениамин Петрович Фадин который успешно сочетал научную, преподавательскую и общественную работу. Это был человек кипучей энергии, огромной силы воли, прошедший тяжелые испытания войной и сохранивший чувство оптимизма. Вениамин Петрович был прекрасным организатором, в разное время был деканом физического факультета, деканом факультета повышения квалификации, заведующим кафедрой экспериментальной физики.

                                   Успешному развитию физического образованию способствовало развитие в Томском университете лекционного эксперимента по курсу физики. Коллективом физического кабинета кафедры общей и экспериментальной физики  под руководством профессора Вениамина Александровича .Перкальского созданы уникальные демонстрации по интерференции и дифракции радиоволн сверхвысоких частот, акустической оптики, кристаллографии, молекулярной физики. Примечательно то, что созданные приборы использовались не только для демонстрации физических явлений, но и научных исследований.

Перкальский В.А.

                               

Лекции профессора В.А .Перкальского, сопровождаемые удивительными демонстрациями, вызывали неизменный восторг и восхищение. Человек обладающий широкой эрудицией, глубокими знаниями в различных областях физики,всегда готовый прийти на помощь начинающим преподавателям, профессор В.А.Перкальский своим личным примером воспитывал молодежь.

В последние годы значительно расширилась тематики научных исследований и учебных специальностей. Важное место в них занимают информационные технологии и компьютерное моделирование.  

Применение информационных технологий в образовательной и научной деятельности является одним из главных направлений развития системы образования. Благодаря уникальным возможностям  компьютера как средства представления и обработки информации в различном виде,  компьютерные средства и технологии позволяют достичь более высокого качества обучения, повышают эффективность научных исследований.  Кроме того использование компьютера как интерактивного средства общения дает возможность эффективного применения его в дистанционном обучении. С целью подготовки специалистов, владеющих широким спектром компьютерных технологий и умеющих применять их в образовательной и научной деятельности, на кафедре с 1998 года начата подготовка специалистов по двум специализациям «Информационные технологии в образовании и научной деятельности» и «Преподавание физики в вузе» в рамках  специальности Физика.  По сути, с этого времени кафедра общей и экспериментальной физики  становиться выпускающей кафедрой.  

Развитие сети телекоммуникаций придало компьютерным средствам обучения новое важное качество: осуществление обучения на расстоянии и появление дистанционной формы обучения. Хотя в традиционном понимании дистанционная форма обучения существовала с тех пор, когда появились первые технологии и средства связи, именно компьютерные технологии позволили достичь качества очной формы обучения.  В 1998 году в г. Прокопьевске на базе созданного филиала ТГУ начался первый эксперимент по подготовке специалистов с высшим образованием по специальности Физика с применением дистанционных технологий. Образовательная модель включала обучение студентов на первых двух курсах на кафедре общей и экспериментальной физики в Прокопьевском филиале по дистанционной технологии, а затем на третьем курсе студенты продолжали обучение уже в университете. Это позволяло восполнять количество студентов на факультете и поддерживать их численность в группах на специальных кафедрах.  

Это проект и накопленный опыт получил продолжение в международном проекте. В 1999 году в рамках совместного эксперимента Министерства образования и науки Республики Казахстан и Министерства образования России в г. Алматы был открыт филиал Томского государственного университета, осуществляющий подготовку специалистов с использованием дистанционных образовательных технологий по шести специальностям, в том числе и по специальности Физика. Впервые на территории Республики Казахстан Томский государственный университет и ряд Казахстанских вузов осуществили проект создания системы дистанционного образования для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. В ходе эксперимента разработаны организационно-правовые, методические, технологические и технические основы функционирования межгосударственного образовательного учреждения «Казахстанско-Российский университет дистанционного образования», позволяющего получать высшее профессиональное образование и государственные дипломы о высшем профессиональном образовании Республики Казахстан и Российской Федерации гражданам этих государств. Результаты этого проекта были представлены в 2000 году в г. Астане    Президентам Республики Казахстан и России Н.А. Назарбаеву и В.В. Путину на выставке, посвященной визиту В.В. Путина в Казахстан и получили высокую оценку глав государств.

Сегодня при нарастающей глобализации экономической, политической и социокультурной жизни различных стран и регионов вузы России находятся в условиях жесткой конкуренции  на мировом образовательном рынке и, соответственно, поиска новых инновационных технологий в сфере образования.  На рынке труда востребованы специалисты, обладающие широким спектром междисциплинарных знаний и профессиональных компетенций.  Следуя Болонскому процессу в системе российского образования вводится двухуровневая подготовка кадров, что позволяет более гибко реагировать на изменения рынка труда. В связи с этим на кафедре разрабатываются новые магистерские программы  по направлению Физика «Информационные процессы и системы» и «Физические методы и информационные технологии в биомедицине». Особенностью этих программ является их междисциплинарный характер и сетевая форма их реализации с привлечением российских и зарубежных сетевых партнеров-университетов. 

Такие программы предоставляют студентам более широкие возможности: возможность обучаться в зарубежных вузах и получение двойного диплома что, соответственно, повышает привлекательность таких образовательных программ. В 2013 году впервые в истории Казахстана на базе ТГУ и Павлодарского государственного университета начата реализация магистерской программы по направлению Физика « Информационные процессы и системы» с выдачей двух дипломов. С 2014 года планируется начать осуществление магистерской программы «Физические методы и информационные технологии в биомедицине» на базе Томского государственного университета и университета Маастрихта (Нидерланды» также с выдачей двух дипломов.

Выход на международный уровень в реализации образовательных программ требует от профессорско-преподавательского состава кафедры не только знания иностранного языка, но и более высокого качества преподавания.

В настоящее время кафедра продолжает интенсивно развиваться. В состав кафедры входят восемь учебных лабораторий, современные компьютерные классы, лаборатория физического демонстрационного эксперимента, музей истории физики. С 2001 года кафедрой общей и экспериментальной физики заведует Демкин Владимир Петрович - доктор физико-математических наук, профессор, проректор Томского госуниверситета по информатизации, дважды лауреат премии Президента Российской Федерации и Правительства Российской федерации в области образования. Профессора и преподаватели кафедры все годы ее существования успешно решали и решают две главные задачи: подготовки высокообразованных специалистов и выполнения научных исследований. Решение этих задач возможно благодаря многим талантливым, безгранично преданным науке людям, которые работали на кафедре с первых дней ее существования, и работают в настоящее время. Их заслуги отмечены правительством, руководством области, города и университета.

Сегодня кафедре общей и экспериментальной физики исполняется 125 лет. Роль первой кафедры в структуре университета и ее многолетние традиции налагают на кафедру ответственность не только за качество физического образования в университете, но и за сохранение традиций российского образования и развитие научно-образовательного пространства старейшего вуза России.   

Яндекс.Метрика